Старый Internet Explorer не поддерживается. Используйте Chrome или Firefox

Невероятно, но факт


Специально для Журнала REPA руководитель Urban Awards Хасанова Ольга рассказала, на что на самом деле влияют премии и для чего они нужны. 


За последние несколько лет на рынке жилой городской недвижимости появилось огромное количество премий. Казалось бы, давно должно было наступить пресыщение. Но нет, ведущие девелоперы и риэлторы по-прежнему стремятся принять участие в каждой из них, радуются победам и считают награды. Мы провели исследование и выяснили, чем именно привлекают профессиональные награды игроков рынка.

Естественно, первое, что приходит на ум: премии – это абсолютно имиджевая история. Так, по мнению игроков рынка, профессиональные награды, прежде всего, повышают престиж и узнаваемость проекта. А, при наличии нескольких объектов в одной локации, покупатель выберет тот комплекс, который уже имеет в своем портфолио какие-либо награды и регалии. При этом в ряде компаний, работающих в элитном сегменте, отмечают, что для покупателей премиального жилья крайне важна оценка профессионалов и специалистов рынка.

Профессиональные награды в значительной степени влияют на репутацию застройщика. А репутация, в свою очередь, важна для покупателей. Как показал опрос, проведённый специалистами компании Infowave среди жителей Санкт-Петербурга специально для нашей премии, планирующих покупку жилья в ближайшее время, важность этого параметра стоит на третьем месте, сразу после стоимости жилья и его местоположения.

Социологи также уточнили у респондентов, каким именно компаниям те доверяют. Всего было названо более 50 компаний, однако чаще других звучали названия 10 игроков рынка – их репутацию высоко оценили 60,3% опрошенных. Мы решили посмотреть, получали ли эти застройщики какие-либо профессиональные награды. Как оказалось, каждая из этих компаний хотя бы раз становилась обладателем премии в области недвижимости, а суммарное количество наград всех девелоперов из топ-10 превысило 160 штук, в среднем по 16 премий на компанию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень доверия покупателей и количество профессиональных наград неразрывно связаны друг с другом. А количество неизбежно переходит в качество – победы в премиях косвенно отражаются на объёмах продаж.

При этом подавляющее большинство победителей премий утверждают, что прямого эффекта на продажи награды не оказывают. Однако многие из них оговариваются, что попросту не проводили соответствующих замеров. Те же, кто прирост всё-таки отметил, называли цифры в диапазоне от 7% до 15%.

Мы решили провести собственное исследование и собрали данные о продажах по проектам-победителям нашей премии за последние 6 лет (2010-2015). За основу были взяты сведения Росреестра о количестве заключённых договоров долевого участия в Москве за полгода до и полгода после вручения премии.

Естественно, утверждать, что на изменение динамики продаж повлияла только лишь полученная награда, было бы в корне неверно. Особенно, учитывая тот факт, что наша премия вручается в конце года, а именно на декабрь традиционно приходится пик продаж. Поэтому для того, чтобы хотя бы приблизительно оценить роль премии в увеличении объёма продаж, данные по проектам-победителям были сопоставлены с общей динамикой по рынку за этот же период.

Здесь стоит сделать небольшое уточнение: в большинстве премий принимают участие объекты на разной стадии строительной готовности, в том числе и уже введённые в эксплуатацию, такие, по которым ДДУ не заключаются. Поэтому для исследования были взяты данные по победителям в категории строящихся жилых комплексов, а также проектам, реализующимся в несколько независимых друг от друга очередей.

Показательными выглядят результаты по четырём проектам-победителям в «старой» Москве за 2014 год (МФК «Водный», ЖК «Утёсов», Квартал «Флотилия», «Кленовый DOM»). В период с июня по ноябрь 2014 года (включительно) суммарно по этим новостройкам было заключено 369 ДДУ. А показатель за декабрь 2014 – май 2015 составил 558 ДДУ. Таким образом, продажи увеличились на 51%. Если же брать данные по всему столичному рынку, то прирост в разных сегментах составил всего 14,2%.

Победители 2015 года также продемонстрировали мощный рост числа сделок. К примеру, в жилом комплексе «Город на реке Тушино-2018» в период с декабря 2015 года по май 2016 года продажи выросли более чем в два раза по сравнению с периодом июнь-ноябрь 2015 года. В комплексе апартаментов «ТехноПарк» прирост составил 65%, а в элитном жилом комплексе «Полянка/44» – почти 36%. В среднем же по всем победителям увеличение числа сделок составило 73,5%. В целом, по рынку в рассматриваемые периоды рост количества заключённых ДДУ составил 62,6%. Эту разницу в 10 с небольшим процентных пунктов как раз и можно отнести к влиянию премии.

А по всем проектам-победителям[1] 2010-2015 годов разница в объёмах продаж за полгода до и полгода после вручения рассматриваемой премии составляет порядка 20% в плюс.\ При сравнении данных по общему количеству заключённых ДДУ в Москве в этот же период была отмечена динамика на уровне 12%. Однако, если исключить период с июня 2015 года по май 2016, когда практически каждый месяц ставились новые рекорды по количеству заключённых ДДУ, то ситуация будет совсем иная – различий в количестве сделок почти нет: 35565 ДДУ в июне-ноябре против 35528 ДДУ в декабре-мае. Разница в 37 сделок (0,05% от общего количества заключённых за 5 лет ДДУ) легко списывается на статистическую погрешность. Таким образом, можно говорить о том, что в масштабах пятилетки сезонность нивелируется, а пиковые значения уравниваются периодами затишья.

Конечно, даже при нулевой динамике в целом по рынку, отнести прирост в 20% по проектам-победителям исключительно к премии нельзя. Тут оказывает влияние и повышение спроса по мере приближения сроков сдачи проекта в эксплуатацию, и различные маркетинговые и рекламные кампании девелоперов, и всплески покупательской активности накануне планового повышения цен. Но тот факт, что разница в объёмах продаж «до» и «после» всё-таки существует, налицо.

И даже если влияния премий в этом нет совсем, то на эти цифры можно посмотреть и под другим углом. Можно долго спорить об объективности той или иной премии, однако тот факт, что победителями оказываются действительно лучшие объекты, динамика продаж в которых выше среднерыночной, налицо. И это значит, что выбор в пользу этих проектов делают не только члены жюри, но и покупатели.


[1] В данном случае под «всеми проектами-победителями» подразумеваются только те проекты, по которым есть данные по объёмам заключенных ДДУ за равные временные отрезки – июнь-ноябрь и декабрь-май. Если в каком-либо из проектов-победителей продажи по 214-ФЗ начинались позже июня соответствующего года или заканчивались раньше мая соответствующего года, то показатели данного проекта не учитывались в итоговых расчётах.

 

Источник: REPA